Ермакова коррекция речи при ринолалии у детей

И.И.Ермаковой(1984, 1996) предложена методика поэтапной коррекционной работы по исправлению фонетической стороны речи и голоса при ринолалии у детей и подростков. Ею предложено учитывать возрастные особенности пациентов с расщелинами неба, имеющих расстройства голосообразования. Методика И.И.Ермаковой направлена на коррекцию нарушений звукопроизношения и голоса с помощью ортофонических упражнений. Автором особо подчеркивается важность дооперационного этапа, на котором необходимо предотвратить закрепление компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. Начинать послеоперационную логопедическую работу по устранению расстройств речи автор рекомендует спустя 15-20 дней. Работа после операции направлена главным образом на то, чтобы приучить больного пользоваться в процессе речи новыми анатомическими условиями. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

Основные задачи и содержание логопедической работы при ринолалии в дооперационный период.

Дооперационный подготовительный этап

 

Основная цель дооперационных занятий с детьми — не допустить закрепления компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи. На этом этапе необходимо:

1. Подготовить нёбную занавеску к смыканию после операции и предупредить дистрофию мышц глотки.

2. Выработать направленную воздушную струю и затормозить ключичный тип дыхания.

3. Укрепить мускулатуру гортани.

4. Создать предпосылки для правильного звукопроизношения, развивая оральный праксис и перемещая язык в полости рта вперед.

5. Дифференцировать слуховое восприятие фонем.

Если продолжительность дооперационного этапа позволяет, то необходимо приступить к постановке правильных артикуляционных укладов согласных звуков.

Целесообразность дооперационных логопедических занятий при расщелинах нёба обоснована давно, хотя далеко не всегда реализуется на практике. Благодаря же профилактическим мерам удается быстрее активизировать нёбно-глоточный затвор после операции и вырабатывать кинестезии не назализованной речи в наилучших, близких к норме условиях. Тогда ребенок включает кинестезии нёбно-глоточного смыкания в правильно организованный двигательный стереотип. В противном случае движения нёба затормаживаются для приспособления к патологическим дыхательному и артикуляционным стереотипам.

Согласно указанной выше последовательности мероприятий, в первую очередь проводится работа по активизации нёбно-глоточного затвора: сегментов нёба и мышц глотки.

Как известно, речь — условно-рефлекторное образование. Она развивается с возрастом при постоянном слуховом контроле. Расщепленное же мягкое нёбо не может образовать достаточно плотного смыкания со стенкой глотки и не влияет на формирование фонем. Предварительная подготовка сегментов нёбной занавески к участию в нёбно-глоточном смыкании сокращает сроки растормаживания нёба и позволяет увеличить его подвижность после операции.

В методической литературе встречаются указания о применении физиологических актов покашливания, жевания, сосания и дутья для усиления нёбно-глоточного смыкания, что является спорным, поскольку в них участвуют механизмы неречевого характера. Сравнительные обучающие эксперименты и телерент-генкинематографические исследования показали, что дутье, покашливание, жевание, сосание и глотание не усиливают речевого нёбно-глоточного смыкания и не уменьшают носового резонанса.

Произвольное же поднимание нёбной занавески, которое также иногда рекомендуют, труднодоступно даже взрослым с нормальным строением верхней челюсти. Дети же с расщелинами нёба, как правило, не могут поднять сегменты нёба по инструкции. В тех редких случаях, когда это оказывается возможным, движение сопровождается сильным напряжением мышц лица, шеи, плечевого пояса и даже корпуса. Поэтому данный прием также нельзя считать целесообразным для тренировок. Кроме того, беззвучное произвольное поднимание мягкого нёба не имеет аналогов в речи.

Воспитание смыкания при фонации представляется наиболее физиологичным. При нем легче вырабатывается условно-рефлекторная связь между ощущением подъема нёбной занавески и звукообразованием за счет участия речедвигательного, речеслухового и кинестетического анализаторов. Ребенок одновременно ощущает подъем сегментов нёба, произносит звук и слышит его измененное, улучшенное по сравнению с обычным звучанием.

Особенности артикуляции гласных а и э позволяют применять их для развития подвижности сегментов нёба.

Звук а — единственный в русском языке гласный нижнего подъема. При его произнесении корень языка опускается наиболее низко.

Звук э среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для него характерно наибольшее перемещение спинки языка вперед при умеренном его подъеме. При произнесении этих фонем по сравнению с другими гласными наблюдаются меньшие плотность смыкания, объем глотки, напряжение нёбной занавески и число контактов языка с глоткой, которые бывают при ринолалии. Все это объясняет наименьшую выраженность носового оттенка а и э при слуховом восприятии. Кроме того, оба звука нелабиализованные. Их произнесение с широко открытым ртом обеспечивает визуальный контроль.

Загрузка...

Упражнения с гласными а, э вводят на первом же занятии. Широко открыв рот, ребенок повторяет их за логопедом. Необходимо только привлечь внимание к мягкому голосоначалу и положению языка при фонации. Язык следует придвинуть к зубам. При оттягивании его к глотке начинают упражняться, выкладывая язык на нижнюю губу. В дальнейшем дотрагиваются кончиком до нижних резцов. Постепенно дети приучаются удерживать язык в нужном положении. Начинают с поочередного 2—3-кратного повторения ааа, эээ, но через 4—5 занятий переходят к слитному и несколько растянутому произнесению сочетании ааээ — ээаа также по 2—3 раза подряд 6—8 раз в день.

Вначале сегменты нёба могут оставаться почти неподвижными. Наблюдается лишь легкое их подрагивание. Но при регулярных тренировках они начинают подниматься, несколько расходясь при этом в стороны. Расстояние, на которое могут раздвинуться сегменты нёбной занавески, зависит от тяжести дефекта. Подвижность сегментов нёба контролируют визуально. Если наблюдению мешает гипертрофированный корень языка, ребенку нужно высунуть его, а логопеду шпателем слегка прижать книзу.

Развитию дистрофического процесса в мышцах глотки препятствует повышенная нагрузка. Она увеличивает их объем и двигательную активность. Особенно важны подобные тренировки при подготовке к ношению функционального глоточного обтуратора или операции нёбно-глоточным клапаном, когда носовая полость изолируется исключительно мышцами глотки. Для этого используют естественные модели, которые хотя и не так часто, но повторяются в повседневной жизни: имитация глоточного рефлекса и позевывание. Оба упражнения дети повторяют по подражанию 3 раза подряд 6—8 раз в день. Если ребенку не удается воспроизвести глоточный рефлекс, то логопед вызывает его прикосновением шпателя к задней стенке глотки или корню языка. В домашних условиях это делают родители тупым черенком ложки. Но очень быстро дети самостоятельно имитируют глоточный рефлекс.

Возможна также имитация свиста (полноценный свист до закрытия расщелины недоступен) с зажатыми крыльями носа,. При свисте конфигурация сократившихся мышц глотки наиболее близка к речевой.

Упражнения для развития подвижности сегментов нёба и стенок глотки делают регулярно вплоть до хирургического вмешательства.

Ограничение видов упражнений объясняется склонностью к глоточным артикуляциям при ринолалии. Выраженная подвижность мышц глотки при отсутствии нёба может стимулировать образование смыканий с корнем языка и тормозить переднеязычные артикуляции, т. е. способствовать развитию патологического звукообразования.

Коррекция дыхания до операции предусматривает выработку способности четко выдуть воздух слегка напряженными губами и удлинение выдоха.

Начинаются коррекция упражнения с обучения направленному дутью, поскольку дети с расщелинами не владеют направленной воздушной струей и воздух при выдохе у них утекает в нос. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных звуков. В ходе занятий дети запоминают ощущение направленного воздушного потока и могут затем его воспроизвести при выполнении дыхательной гимнастики.

При замене дутья усиленным глоточным выдохом при открытом рте нужное движение вызывают от имитации «поплёвывания»: ребенок слегка высовывает кончик языка между зубами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом подвинут вперед, а кончик его высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы и способствует выработке более тонких движений. Внимание сосредоточивают на ощущении губ. Одновременно ребенок контролирует температуру и направление воздушной струи_ тыльной стороной ладони. Чтобы облегчить усвоение упражнения, на первом занятии можно пальцами зажать крылья носа или просто прикрыть носовые ходы вытянутым указательным пальцем, положив его вдоль верхней губы. Упражнение повторяют 6—8 раз подряд 3—4 раза в день.

У детей, приспособившихся к глоточным и гортанным артикуляциям, «поплевывание» может сопровождаться напряжением мышц шеи и даже движением передней стенки глотки вперед, создающим звук, сходный с к. Для торможения этого движения прибегают к тактильному контролю передней поверхности шеи, беззвучному «поплевыванию» или выплевыванию мелких крошек. Размер крошек постепенно уменьшается, а нужное движение незаметно осваивается. Этот прием удобен при занятиях с маленькими детьми, которые еще не понимают инструкций и могут только подражать конкретным действиям взрослого. Пока сопутствующее смыкание в глотке не заторможено, нельзя рекомендовать упражнение для самостоятельных тренировок. От точности выполнения данного упражнения в дальнейшем зависит успешность коррекции всех взрывных звуков.

Замедляя и продлевая «поплевывание», получают легкое дутье и переходят к широкоизвестным упражнениям с комочком ваты, полосками бумаги, пухом и т.п. Они также способствуют удлинению выдоха и дифференцировке тёплой и холодной воздушной струи.

Нецелесообразно до операции применять широкоизвестные, но требующие повышенных усилий упражнения: катать карандаш по столу выдуваемой струей воздуха, надувать шарики, дуть в соломинку. Они увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, ускоряют выдох. Главная цель в этот период — получение пусть слабой, но сознательно направленной воздушной струи для постановки звуков и воспитания диафрагмально-рёберного типа дыхания.

Известно, что в норме в речевом выдохе активно участвуют брюшная стенка и внутренние межреберные мышцы. Они обеспечивают удлинение выдоха и достаточное давление воздушной струи. Этим и объяснялось улучшение речи, которое издавна отмечали у лиц с ринолалией после обучения диафрагмальному дыханию. Но чистые типы дыхания в природе встречаются редко, а детям диафрагмальное дыхание не свойственно. Поэтому им целесообразно ставить нижнереберное или диафрагмально-реберное (косто-абдоминальное) дыхание, что позволяет увеличить жизненную емкость легких, регулировать скорость выдоха межреберными мышцами и диафрагмой, а также фонировать в грудном регистре, благодаря чему удлиняется выдох и уменьшается носовой резонанс голоса.

Коррекция дыхания проводится инструктором по лечебной физкультуре, но первым, основным навыкам может обучить и логопед.

Вначале ребенок, лежа на кушетке, учится вдыхать через нос «полный живот» воздуха и плавно, долго выдыхать его через рот холодной струей. Точность выполнения упражнения контролируют ладонями: одна лежит на груди, вторая — на животе. Упражнение повторяют 3 раза в день, начиная с 3 дыхательных циклов и увеличивая нагрузку до 10—15 циклов в один прием. Затем переходят к дыханию полулежа, сидя, стоя и на ходу. Полный комплекс дыхательных упражнений приведен в приложении 1.

Голосовые упражнения до операции сводятся к обучению ребенка удлиненному произнесению звука м на основном тоне голоса. Ребенок выполняет упражнение, не напрягая гортани и контролируя резонанс. Характер регистра — головной или грудной — связан с возрастом. Для дошкольников физиологичен головной регистр. Позднее эта манера фонации вводится в закрытые слоги с редуцированными гласными: мам, мом, мум, мым, мэм. Тренировки проводят по 3 раза подряд 6 раз в день в течение всего этапа.

При здоровом голосовом аппарате можно приступать к постановке гласных звуков и вокальным упражнениям еще до операции.

Хотя известно, что именно гласные придают голосу назальный тембр при ринофонии, часто создается впечатление, что все дети (за исключением наиболее тяжелых) артикулируют их правильно. Однако язык при артикуляции также сдвинут в глубину полости рта, а губы повышенно активны. Коррекция гласных предусматривает продвижение языка к нижним зубам и произнесение их на диафрагмальном выдохе в грудном регистре. Уменьшение участия головного резонатора в фонации сразу заметно уменьшает носовой резонанс голоса еще до операции. Начинают с протяжного произнесения гласных а-аа, э-э-э на мягком выдохе в грудном регистре. Ребенок сидит, опираясь спиной на спинку стула, слегка опустив подбородок и положив ладонь на грудь для тактильного контроля. Ступни ног параллельно стоят на полу. При правильном выполнении упражнения ощущается мелкая вибрация грудной клетки. Это упражнение трудно объяснить, поэтому логопед несколько раз демонстрирует его, а в дальнейшем делает вместе с ребенком. Начинают произнесение гласных с 2 — 3 раз и доводят до 5 повторений каждого звука 4 — 5 раз в день в течение месяца.

Постановка гласных начинается с а и э, которые к этому л времени достаточно отработаны артикуляционными упражнениями. Далее переходят к гласным о, и, у, ы. Этот порядок прохождения звуков основан на изменении силы, необходимой для удерживания сегментов нёба в горизонтальном положении, и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных, из которых у, и обладают наиболее выраженным носовым резонансом как при изолированном произнесении, так и в потоке речи.

Когда ребенок научится протяжно произносить в грудном регистре изолированные гласные, можно переходить к напевному, слитному произнесению сочетаний гласных вначале из двух, а затем из трех звуков:

аэ эа оа аоа эаэ оаэ

ао эо оэ аэа эао оао

ау эу оу ауа эау оау

Сочетания не начинают с у, и, ы, так как добиться их относительно чистого звучания не удается. При наличии же функционального глоточного обтуратора упражнение отрабатывается со всеми гласными.

Сначала гласные произносят голосом средней высоты на одном тоне, затем расширяют диапазон. Упражнения произносят то низким голосом — «медведь», то высоким — «белочка», то средним - «лиса». Но чаще обращаются к средним тонам, поскольку они наиболее естественны для ребенка и вместе с тем резонируют в грудной клетке. Маленькие дети очень охотно поддерживают эту игру. Часто они начинают импровизировать, подавая «голоса» разных животных, причем довольно точно меняя высоту голоса. Они даже пытаются передать характер животного: «добрый медведь — злой медведь». Такие игры следует поощрять, поскольку благодаря им развивается интонация и улучшаются слуховые дифференцировки.

По мере овладения фонацией гласных в грудном регистре их включают в вокальные упражнения. До операции вокальные упражнения стимулируют подъем сегментов мягкого нёба, подвижность задней стенки глотки, удлиняют выдох. Вокальные упражнения I этапа сводятся к пению гласных звуков в диапазоне терции. Методика проведения вокальных упражнений представлена на с. 45—47.

Еще до операции необходимо готовить артикуляционный аппарат к правильному звукообразованию. Это позволит затратить минимальное количество времени на коррекцию звуков после уранопластики и предотвратить приспособление дефектных навыков к новым условиям.

Процесс активизации артикуляционного аппарата занимает длительное время. Приходится тренировать подвижность губ и щек, добиваться их укрепления, смещать вперед язык, укреплять его кончик и опускать корень. Изменение положения языка в полости рта влияет на искажение речи больше, чем недостаточность нёбно-глоточного смыкания. Перемещение языка в значительной степени определяет эффект всей работы, поскольку это создает условия для постановки правильной артикуляции, понижения носового резонанса голоса, нормализации фонационного дыхания, уменьшает глоточные смыкания. Поэтому данному разделу работы приходится уделять пристальное внимание. Разъясняя любое упражнение, обязательно уточняют позицию языка и следят за его положением. Кроме того, назначают ряд специальных артикуляционных упражнений.

При общей неловкости, напряженности или вялости языка начинают с обычной артикуляционной гимнастики. Ребенок учится высовывать язык, убирать его, поднимать и опускать, двигать вправо-влево, расслаблять «блинчиком» и напрягать «жалом». При этом максимально опираются на непроизвольные движения. Дотягиваются до носа и подбородка, облизывают намазанные сладким губы: каждую отдельно и по кругу, поглаживают щеки изнутри, упираясь языком в слизистую оболочку.

Для расслабления языка его покусывают по всей поверхности, постепенно высовывая его и снова втягивая, или пошлепывают кончик языка шпателем или ложкой. Полезно вылизывание тарелок и выпуклой стороны столовых ложек всей поверхностью кончика языка. Слизывание с вогнутой поверхности укрепляет самый кончик языка. Уменьшая последовательно размер ложки от столовой до ложечки для горчицы можно добиться более тонких и точных движений. С той же целью почесывают кончик языка о верхние резцы, пересчитывают зубы, упираясь в каждый, поглаживают щёки, надавливая с силой на внутреннюю сторону, тщательно обводят по кругу преддверие полости рта, катают, если позволяет строение нёба, круглую конфетку, прижимая ее кончиком языка к альвеолам.

Упражнения для кончика языка выполняются особенно долго, поскольку кончик при расщелинах нёба слабый, не тонированный в подъеме, в нем снижены тактильные и пространственные ощущения необходимо сочетать расширение объема движений с тактильными раздражениями, что постепенно приведет к обострению кинестезии.

Все упражнения, связанные с высовыванием языка помогают опустить его корень.

При рубцовой деформации верхней губы приходится развивать ее подвижность. Начинают с поднимания и опускания верхней губы. Ребенок закусывает нижнюю гyбy, а затем под счет поднимает и опускает верхнюю 5 6 раз подряд. Упражнение выполняют перед зеркалом.

Несмыкающиеся, вялые губы тренируют, удерживая ими кусочки сухаря, сахара или леденца. Чем меньше кусочек, чем круглее и глаже, тем плотнее сжимаются губы. Упражнение делают тоже под счет и следят, чтобы губы не вытягивались хоботком. Хорошие результаты дают тренировки с плоскими круглыми дисками разного диаметра и веса. (Диски могут быть заменены пуговицами, в отверстия которых продевается страховочный шнурок.) Губы захватывают лишь край диска, но он должен располагаться строго горизонтально. Заканчивают этот цикл удерживанием полосок бумаги в течение 15 — 30 мин, например при просмотре телевизора.

Затем переходят к втягиванию обеих губ в рот.

При западении верхней губы закладывают под нее продолговатый валик и стараются навернуть губу на резцы. Растягивают уздечку верхней губы и сглаживают рубцы массажем. Логопед или сам ребенок берет губу подушечками большого и указательного пальца у углов рта, сводит пальцы, нажимая на губу чуть выше красной каймы и оттягивает ее вперед. После повторения этого движения 10— 15 раз разминают рубец между пальцами. Затем водят языком в преддверии полости рта, сильно надавливая на уздечку.

Гимнастику и массаж выполняют 3—4 раза в день по 5 минут.

Поскольку кинестезии у лиц с расщелинами нёба снижены, одновременно работают не более чем над тремя видами упражнений. Кроме того, нагруженные большим количеством заданий, дети путают их или выполняют неточно. И хотя для активизации мышц артикуляционного аппарата возможно использование любых общепринятых упражнений, они должны быть отобраны с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и носить строго целенаправленный характер. Не следует делать массаж языка трехлетнему ребенку, если язык еще не сместился к глотке и корень имеет нормальные размеры. Не стоит добиваться до операции пощелкивания. Оно не получится из-за отсутствия нужного давления воздуха во рту рекомендуется избегать быстрых, резких аpтикyляциoнныx движeний. Они требуют большого общего напряжения, но не дают при этом желаемого эффекта, так как ребенок не успевает запомнить смену ощущений и часто смазывает движения. Отмечено, что на первых занятиях проявляется излишнее напряжение мышц лба, крыльев носа, челюстей и шеи. Это напряжение передается на гортань и глотку. Уменьшение его снижает носовой оттенок и улучшает условия для коррекции звуков. Поэтому полезно несколько раз в течение занятия прерывать артикуляционную гимнастику кратковременными расслаблениями мышц лица, шеи, глотки, a тренировке избегать резких движений.

Следующим шагом в подготовке к исправлению звукопроизношения является воспитание фонематического слуха. Трудности, возникающие при этом, связаны с тем, что дети с ринолалией говорят плохо, но считают себя нормально говорящими. При этом они целые группы фонем образуют одной и той же патологической артикуляцией и их речеслуховой анализатор не в состоянии дифференцировать звучание таких одинаковых согласных. Поэтому, исправляя их речь, приходится решать две задачи: научить различать звуки речи окружающих и дифференцированно воспринимать собственное произношение.

До операции ребенок должен овладеть дифференциацией звуков речи. Практический опыт показывает, что даже при таком грубом расстройстве произносительной стороны речи, как ринолалия, можно научить не только узнавать фонему, но и различать на слух правильность ее звучания.

На I этапе дети учатся: 1) выделять звуки из ряда изолированных; 2) определять наличие изучаемого звука в слове; 3) определять место звука в слове; 4) отличать правильный звук от искаженного (в частности, ротовой от носового); 5) определять правильность произношения изучаемого звука в словах.

Некоторые различия в методике проведения упражнений зависят от степени сохранности собственного произношения, от возраста ребенка и владения грамотой. Учитывая возраст ребенка, задания упрощают или усложняют.

Детям младше пяти лет на одном-двух занятиях можно предложить различать на слух звучащие предметы и игрушки, чтобы им легче было по аналогии в дальнейшем понять суть упражнений.

Знакомя их с изолированными звуками, приходится использовать конкретные образы, например: поезд гудит: уу-у, паровоз пыхтит: ч-ч-ч, комар поет: з-з-з и т.д. В дальнейшем опознавание этих звуков идет вначале только с наводящими, связующими словами. Ребенок отвечает на вопросы типа: «Кто поет: з-з-з?», «Что гудит: у-у-у». Следующая серия вопросов уточняет: «Как гудит поезд?», «Как поет комар?». И наконец, ребенок узнает, кому подражает логопед, только по одному изолированному звуку.

Детей старше пяти лет можно сразу знакомить с понятием «речевой звук». Они овладевают им без затруднения и упражняются в различении изолированных звуков (вначале только правильно произносимых ими). Различая изолированные звуки на слух, грамотные дети соотносят их с буквами.

Для определения места звука в слове малышей знакомят со словами, которые начинаются или кончаются на изучаемый звук. Причем логопед произносит этот звук утрированно. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь найти звук и в середине слова. Школьники, владеющие звукобуквенным анализом, в упражнениях подобного типа не нуждаются.

Определять наличие изучаемого звука в слове можно, используя различный дидактический материал. Дети могут просто слушать отдельные слова и, услышав нужное, поднять руку или хлопнуть в ладоши; могут разбирать на группы предметные картинки или мелкие игрушки, выбирая нужные, и т. д.

Малышам вновь предлагают при этом только слова, начинающиеся или кончающиеся на заданный звук. Старшим дошкольникам со временем усложняют задание. Они не просто выделяют нужное слово, но и определяют одновременно место звука в нем. А школьники анализируют слова, которые одной фонемой могут отличаться от других, например: бедный — медный, коза — кожа. И если в связанной речи общий смысл помогает им дифференцировать слово, то изолированные слова анализировать на слух оказывается труднее.

Отличать правильное звучание от искаженного как изолированных звуков, так и слов дети учатся, только слушая логопеда или других взрослых. Лица говорящего при этом не должно быть видно. Логопед или отворачивается, или ставит ребенка к себе спиной, прикрывает губы экраном (листом бумаги). Произносить звуки и слова следует четко, громко. Упражнение проводится по принципу игры «Угадай-ка», «Угадай, что я скажу» и «Угадай, правильно ли я говорю». Этот прием используют постоянно на всех этапах работы.

Все звуки и слова, предлагаемые для слухового анализа, должны звучать четко, без редукции изучаемого звука. Нельзя анализировать до операции слова, в которые входят согласные близких акустических групп: несколько свистящих или шипящих, те и другие одновременно и т. д. Значение каждого изучаемого слова должно быть понятно детям.

Следует помнить, что побуждать ребенка к ответному проговариванию звука при выполнении заданий можно только тогда, когда он умеет правильно произносить изучаемую фонему, чтобы формирование новых представлений не связывать со старыми артикуляциями. Если же звук пока недоступен для произношения, то реакция может быть двигательной, например: поднимание руки, хлопок в ладоши. Ходьба и игра в мяч снимают общее напряжение, делают занятия веселыми и непринужденными. Ребенок марширует на месте или вокруг стола. Услышав слово с заданным звуком, сразу останавливается. В другом случае логопед с близкого расстояния кидает мяч, каждый раз называя звук или слово. Услышав нужный звук, ребенок ловит мяч и отбрасывает его логопеду.

Упражнения по развитию фонематического слуха очень утомляют детей. Поэтому их проводят в течение 7—10 мин и на одном занятии анализируют не более 3—4 слов.

Если дооперационный этап занятий длится полгода и более, целесообразно приступить к исправлению звукопроизношения еще до пластического закрытия дефекта нёба.

Исправление звукопроизношения до операции означает передвигание преграды при произнесении согласных звуков в передний отдел ротовой полости, введение в бытовую речь сознательного использования органов артикуляции, воспитание связи артикуляции с фонемой, умение вычленять эту фонему в потоке речи. При этом часто приходится довольствоваться приближенной артикуляцией, звуками-аналогами, что закономерно для развития детской речи и достаточно для формирования и развития фонематических представлений и навыков звукового анализа. Так, приемлемы зубно-губные п, б, если недоступно смыкание губ, межзубные и нижние звукообразования, одноударный вибрант, приглушенные свистящие и шипящие. Хотя не удается добиться нормального звучания многих фонем, коммуникативная функция речи все же улучшается за счет повышения ее разборчивости. Кроме того, дети оказываются достаточно подготовленными к обучению грамоте.

До операции не привлекают внимания ребенка к утечке воздуха в нос, а добиваются ее беззвучности и точных движений языка и губ. Логопеда не должно смущать, что многие согласные остаются беззвучными, носовыми.

Если не исправлять звукопроизношения до операции, то ребенок после пластики нёба говорит по-прежнему. Поскольку коррекция звукопроизношения длится в этом случае достаточно долго, ребенок привыкнет к ощущению разграничения носовой и ротовой полостей. Он приспособится к артикуляциям с постоянно неподвижно свисающим нёбом. Обучая его, придется воспитывать новый сложный стереотип.

Если коррекция звукопроизношения проводилась до операции, то, несмотря на временное ухудшение после снятия повязки, в течение двух-трех недель восстанавливаются правильные артикуляции.

При наличии функционального глоточного обтуратора возможна полная нормализация фонетической стороны речи еще до операции.

Остается заметить, что к началу постановки согласных звуков должны быть закончены занятия лечебной физкультурой по постановке диафрагмально-реберного дыхания. Иначе дети путают усиленный выдох с подачей направленной воздушной струи, что очень мешает им заниматься.

Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.

Основные задачи и содержание логопедической работы при ринолалии в послеоперационный период.

 

Послеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но важность его велика. Именно на II этапе, после пластической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания. Только в первые недели после пластической операции может быть растянута нёбная занавеска и развита максимальная ее подвижность. Включение же только что сформированного нёба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «опознание» ребенком функции нёбной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение.

К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после наложения функционального глоточного обтуратора или на 15—20-е сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и охранительного торможения речь больных ухудшается. Мягкое нёбо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль. Дети избегают артикуляции. Носовой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором.

Через полгода после пластики процесс рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для активизации мягкого нёба. Поэтому в первые месяцы после пластики нёба логопедические занятия должны проводиться регулярно — 3 раза в неделю, а дома с ребенком должны ежедневно заниматься родители.

Эластичность и подвижность мягкого нёба тесно связаны. После пластического закрытия дефекта малоподвижная нёбная занавеска имеет тенденцию укорачиваться за счет рубцевания раневых поверхностей.

Движения нёба растягивают рубцы, что предотвращает его укорочение. Более того, возможно функциональное растяжение нёба до 10 мм вокальными упражнениями.

Двигательная активность нёба развивается постепенно в течение б—8 месяцев. Все это время приходится ежедневно повторять артикуляционные упражнения.

Занятия снова начинаются с проговаривания гласных а и э. Если нёбная занавеска при этом остается неподвижной, одновременно с фонацией гласного вызывают глоточный рефлекс. Некоторые дети, ощутив непривычное движение нёбной занавески, с первого раза запоминают его и легко воспроизводят во время фонации. Большинству это удается сразу. Подвижность мягкого нёба при повторении а, э возрастает у них постепенно от подрагивания до заметного движения в продолжение двух недель.

Гласные произносят спокойно, чуть протяжно, голосом средней громкости. При произнесении на твердой атаке можно наблюдать резкий подъем нёбной занавески, но из-за слабости мышц-леваторов удержать его не удается. Произнесение на твердой атаке показывает потенциальную возможность подъема, но растягивание рубцов и мышц достигается только медленными и плавными движениями. Логопед должен наблюдать, сколько раз поднимается нёбо при фонации а, э. Количество подъемов обычно колеблется от 1 до 4. Затем нёбная занавеска провисает, и продолжение тренировок эффекта не дает, а только закрепляет вредный навык. Поэтому число упражнений в течение дня и в один прием устанавливается строго индивидуально. Давая рекомендации родителям, им подробно разъясняют, что гласные нужно произносить поочередно, голосом средней громкости не раньше чем через 1,5 часа после еды, с интервалом между занятиями не менее 30 минут. В среднем дети 6—7 лет повторяют а, э по 2 раза подряд 5—6 раз в день в течение двух дней, 6—8 раз в день в течение 3 дней, по 3 раза подряд 6—8 раз в течение 5 дней, а затем по 3 раза 8—10 раз в день в течение месяца. Затем количество повторений уменьшается в обратном порядке: 6—8 раз в день— 10 дней, 4—6 раз — еще 10 дней, по 3 раза в течение 4 месяцев, но в один прием все это время проговаривают гласные 3 раза подряд.

С третьего-четвертого занятия гласные звуки произносят попарно, слитно аэ-эа. Здесь нужно определить, от какого из них нёбо поднимается выше, с него-то и начинать упражняться. Этот гласный звук следует вначале тянуть подольше: аааэ, эээа. Но со временем продолжительность звучания фонем сравняется. Бывает, что нёбо лучше и выше поднимается на о, чем на а или э. Эту вероятность всегда надо проверить и тогда обязательно включить звук в начальные послеоперационные упражнения.

Гораздо активнее и выше, чем при обычной фонации, поднимается нёбная занавеска при пении, что легко наблюдать визуально. Кроме того, четко слышно и уменьшение носового оттенка. Гласные а, э, о могут звучать совсем чисто. Непроизвольный подъем нёбной занавески при пении с успехом можно использовать для растормаживания нёба и растягивания рубцов. Методика проведения вокальных упражнений после операции подробно изложена на с. 47.

Для растяжения свежих рубцов, кроме пения, можно применять сухое проглатывание. По данным И. С. Рубинова, интенсивность сокращения мускулатуры увеличивается с уменьшением содержимого глотка, и при многократном проглатывании слюны длительность нёбно-глоточного смыкания тоже увеличивается. Поскольку эти движения не развивают речевого затвора из-за различия конфигурации и функции замыкательных механизмов глоточной мускулатуры, глотательные движения целесообразно использовать только для растягивания рубцов в течение 5—6 месяцев. Спустя полгода процесс рубцевания заканчивается, и упражнения подобного рода уже не помогают растянуть нёбную занавеску.

Упражнения заключаются в проглатывании детьми своей слюны сначала по 2, а в дальнейшем по 3 раза подряд 5—6 раз в день между повторением гласных и пением. Четыре раза подряд дети глотать не могут. Во время глотания губы сомкнуты, приоткрывать их нельзя. Чтобы облегчить упражнение, можно капать на корень языка жидкость, но это уменьшит интенсивность сокращения, которая наблюдается при проглатывании подряд 2—3 раза.

Известно, что расщепленное нёбо бывает, как правило, и укороченным, и после уранопластики нёбная занавеска часто не достигает нужной длины. В этих случаях при очень развитой подвижности она может смыкаться с задней стенкой глотки выше валика Пассавана. Но возможна частичная компенсация укорочения за счет повышенной подвижности мускулатуры глотки. С этой целью рекомендуется после операции возобновить имитацию глоточного рефлекса, позевывание и полоскание горла. Эти упражнения приходится повторять 5—6 раз в день в течение нескольких месяцев. Столь длительный срок требуется, чтобы вызвать стойкое увеличение мускулатуры глотки в объеме, достаточное для смыкания. Такой вид затвора позволяет значительно улучшить речь и уменьшить носовой оттенок, но голос при этом обычно имеет глухой, сдавленный тембр, иногда с призвуком глоточных смыканий, поэтому воспитание его менее желательно. Упражнения подобного рода наиболее эффективны для детей младше 8—9 лет. Подросткам, у которых дистрофический процесс в мышцах глотки уже развился, приходится задерживаться на них дольше, хотя результаты могут быть незначительными. Полоскание горла, кроме того, является и своего рода массажем, разглаживающим рубцы на нёбе. Для усиления его действия полощут горло «густыми» жидкостями (например, заваренным до консистенции киселя крахмалом), поскольку с увеличением веса жидкости увеличивается и сила ее давления на нёбную занавеску.

Чувствительность нёба после операции помогает восстановить массаж. Разминание рубцов вызывает прилив крови в область раневой поверхности, что улучшает питание тканей. Рубцы становятся мягче, нёбная занавеска пластичной и обретает чувствительность. Массаж делает сам ребенок, поглаживая нёбо по всей поверхности влажной подушечкой большого пальца в направлении от альвеол к краю мягкого нёба по средней линии, а потом правее и левее от нее. Затем делает надавливающие движения в области рубцов. Начинают массаж с 1—5 минут один раз в день (один раз проглаживают и разминают нёбо) и доводят до 10 раз в день по 3 минуты (10 раз в день с интервалом в один час проглаживают и разминают нёбо по 3 раза подряд). Иногда после уранопластики развивается нежелательное осложнение — массивное рубцевание в области нёбных дужек. Эти рубцы ограничивают открывание рта, что затрудняет артикуляции и усиливает носовой резонанс голоса. В этом случае ротовая полость, вместо того чтобы излучать звук, поглощает его, становится парным с носовой полостью резонатором. Растягивает рубцы и позволяет добиться значительного увеличения раскрытия рта активная жевательная гимнастика. Величину раскрытия измеряют между краями центральных резцов верхней и нижней челюстей до и после каждого занятия гимнастикой. Разница между измерениями может достигать 3—4 мм.

Если нет возможности точно определить величину раскрытия в миллиметрах, то тренироваться надо до тех пор, пока рот не раскроется на три пальца ребенка.

Наблюдения показывают, что у занимавшихся до операции или носивших функциональный глоточный обтуратор очень быстро восстанавливаются старые навыки и упражнения для усиления направленной воздушной струи обычно не затрудняют. В других случаях можно зажать крылья носа пальцами, чтобы ребенок мог ощутить сильную струю воздуха во рту и потом старался бы воспроизвести это ощущение. С детьми, не занимавшимися до операции, начинают с «поплевывания», дутья на вату и т. п. Мы не рекомендуем применять свистки, дудочки и подобные им игрушки, а также надувание шаров, потому что они требуют значительно большего напряжения, чем необходимо для речи. Это напряжение может иррадиировать на мышцы шеи и лица.

Как только нёбо станет удерживаться в подъеме 1—2 секунды, следует приступать к нормализации резонанса гласных звуков. Предварительно ребенку объясняются понятие резонанса, различие носового и ротового резонансов, он учится дифференцировать на слух резонанс произносимых логопедом гласных. Сам ребенок упражняется вначале в проговаривании изолированных гласных звуков, затем в сочетаниях по 2 и 3. Гласные вводятся в порядке а, э, о, и, ы, у. Первые несколько дней упражнения составляются только из а, э, о. Приводим пример подобного упражнения.

аэ ао эа эо оа оа

аэа аэо аоа аоэ эаэ эао

эоэ эоа оао оаэ оэа оэо

Все звуки ребенок произносит растянуто, слитно, с утрированно открытыми артикуляциями. Язык продвинут к нижним зубам. Рот широко открыт. Внимание ребенка привлекаем к кинестезиям широкого раскрывания глотки и открытого звучания гласных (см. главу «Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция»). Выбор регистра звучания — головной или грудной — зависит от возраста ребенка и длины нёба. Детям старше 10 лет или имеющим укороченное нёбо рекомендуется постановка голоса в грудном регистре. Но в любом случае фонация осуществляется только на мягкой атаке.

С детьми, впервые обратившимися к логопеду после операции, приходится работать одновременно над постановкой косто-абдоминального дыхания и подачей направленной воздушной струи. Очень важно сразу приступить к перемещению языка в передний отдел полости рта, так как спонтанно это после уранопластики не происходит.

Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции

После разработки доступного нёбно-глоточного смыкания, овладения направленной воздушной струей, произнесением гласных без носового резонанса и постановки дыхания приступают к упражнениям III этапа. Основной целью его является коррекция согласных звуков, которые вводятся в речевой материал скоординированно с дыхательной опорой и ротовым резонансом гласных. Возникающие при этом кинестезии обеспечивают воспроизведение фонетически правильной речи. Подобных ощущений ребенок с ринолалией никогда ранее не испытывал, в его памяти их нет. Это означает, что на III этапе происходит выработка и закрепление новых речедвигательных и речеслуховых связей, которые должны привести к созданию нового речевого стереотипа.

Артикуляционные упражнения для усиления нёбно-глоточного смыкания теряют на III этапе свое первостепенное значение. При подвижной нёбной занавеске от них вообще можно отказаться. Основные приемы вызывания согласных звуков даны в разделе «Особенности постановки звуков при ринолалии».

Введение новых навыков в устную речь начинается с проговаривания слоговых упражнений, где согласный звук стоит в интервокальной позиции — между двумя гласными.

В процессе работы над согласными фонемами от подготовки их до автоматизации наиболее трудным представляется введение звука в прямой открытый слог, т. е. соединение его с последующим гласным. Это объясняется необходимостью более высокого поднятия нёбной занавески по сравнению с обратным слогом, большей слитностью фонем в прямом слоге и попыткой обучающегося компенсировать приглушенное звучание усиленным выдохом и утрированной артикуляцией.

При проговаривании сочетания «согласный — гласный» дети с ринолалией обнаруживают также попытку дополнительно воспроизвести старую патологическую артикуляцию в момент переключения от согласного звука к гласному, т. е. они опираются на старые связи. Преодолеть эту трудность помогают повторения звукосочетаний при фонации в грудном регистре с согласной фонемой интервокальной позиции. В таких условиях легче удерживать подъем нёба благодаря уже поставленным гласным звукам.

Наиболее легко удается повторение упражнений с сонорами л, л' и фрикативными в, в', ф, ф' поставить которые после операции удается легче и проще других звуков. Ребенок имеет возможность произносить эти фонемы длительнее, чем обычно, плавно переходя к артикуляции гласного:

ава авя ала аля афа афя

авэ аве алэ але афэ афе

аво авё ало алё афо афё

аву авю алу алю афу афю

авы ави алы али афы афи

Взрывные согласные фонемы вводятся в упражнения после фрикативных.

Ребенок, проговаривая звукосочетания, глубоко сидит на стуле, положив руку на грудь. Звукосочетания повторяет на мягком выдохе, отраженно за логопедом, а затем самостоятельно. При правильном выполнении упражнения ладонь ощущает мелкую вибрацию.

Затем отрабатывают произнесение с уменьшением силы голоса на первом гласном звуке и увеличением на втором. Исходное положение прежнее:

аВА аВЯ аЛА аЛЯ аФА аФЯ аВЭ аВЕ аЛЭ аЛЕ аФЭ аФЕ аВО аВЕ аЛО аЛЕ аФО аФЕ аВУ аВЮ аЛУ аЛЮ аФУ аФЮ аВЫ аВИ аЛЫ аЛИ аФЫ аФИ

Аналогичные упражнения выполняют со всеми согласными по ходу работы над ними. Так ребенка подводят к беззвучному проговариванию первой гласной фонемы и переходят к повторению открытых слогов, что завершает введение гласных в слоги.

Чтобы облегчить произнесение открытых слогов, надо стремиться вызывать звук по возможности не изолированным, а в сочетании с гласным. Тогда согласные гораздо легче вводятся в спонтанную речь, поскольку именно слог является единицей артикуляционной программы.

Стремясь как можно быстрее ввести вызванные фонемы в слова и предложения, с детьми проговаривают короткие фразы. Так как помимо правильного резонанса следует закрепить нормальное положение языка, при введении фонемы в речевой материал предлагаются слова, включающие только поставленные звуки. Исключение может составлять только р, если этот звук заменяется проторным или одноударным звуком без носового оттенка. Эти упражнения облегчают слуховой и кинестетический контроль, обеспечивают постоянное повторение и фиксацию только правильных двигательно-звуковых моделей, что создает прочные слухоречедвигательные связи.

Поэтому приходится индивидуально для каждого ребенка подбирать слова и фразы, учитывая также его возраст и уровень развития, что при наличии даже небольшого количества дидактической литературы не составляет особых трудностей.

Располагая в начале III этапа еще ограниченным числом фонем, нужно проговаривать как можно больше словосочетаний и фраз из них, чтобы не фиксировать выработку нового навыка на произнесении стабильного дидактического материала, а максимально приблизиться к условиям разговорной речи. При этом используются повторения словосочетаний по данному образцу и перестановка слов.

Приводим пример подобных упражнений. Подразумевается, что обучающийся владеет произнесением фонем в, в', ф, ф', л, л' и гласных:

Валя Ляля Филя вон Валя Валя ловила Алю

Вова Аля лев вон Вова Вова вел Лялю

воля Лева Уфа вон лев Филя вынул вилы

левый вилы увела вон вилы Ляля увела Филю

Особенно важен период введения звука в слова для младших дошкольников. Звуки и слоги, лишенные конкретного смысла, представляют для них абстракцию, не связанную с речью. Поэтому в словах звуки у них часто звучат лучше, чем изолированные.

Развитие фонематического слуха на III этапе направлено на сопоставление звукопроизношения ребенка и нормального. Дети с ринолалией могут свободно различать фонемы и их особенности в чужой речи, а себя считать нормально говорящими. Для успешной же постановки звуков, которая занимает основное место в занятиях III этапа и основы которой изложены в отдельной главе данного пособия, ребенок должен уметь оценить, правильно ли он сам произнес звук.

Начинается обучение с анализа артикуляции и новых ощущений, испытываемых при правильном произнесении фонемы. Приходится спрашивать ребенка: «До каких зубов дотронулся язык: до верхних или до нижних? Какой был ветерок: холодный или теплый? Где почувствовал ветерок: в горле или на языке?»

Затем побуждают ребенка прислушаться к себе при выполнении упражнений. «Подуй, похлопай губами и послушай. Какой звук получается? Он звучит как всегда или по-другому? А какой тебе больше нравится: новый или старый? Как, по-твоему, какой правильнее?» Во время такой беседы фонему несколько раз повторяют, и так постепенно закрепляется связь артику-лемы со звучанием.

Каждый раз, произнеся новый звук, ребенок должен получить оценку «правильно» или «неправильно». В этот период весь материал занятий он проговаривает за логопедом. Каждый звук, слог, слово он слушает, воспроизводит и слушает, оценивает. Полезно переспрашивать: «Ты правильно сказал?» Ни одного случая дефектного произнесения не должно остаться без внимания. Логопед может даже переспросить слово, произнося его так, как сказал ребенок.

Вновь упражняются в различении правильных и дефектных фонем в словах и слогах, произносимых взрослым. Но на III этапе еще рано анализировать звучание слов со стечением согласных фонем или содержащих несколько акустически близких фонем. Парные звуки дифференцируют лишь при заменах. Например, вызывали г, а ребенок пользуется им вместо к.

Пока не достигнуто четкое произношение звука, все ответы на задания должны быть жестовыми: поднять руку, хлопнуть в ладоши и т. п.

Бывает, что ребенок оказывается неспособным к фонематическому анализу собственной речи. В этих случаях вся работа опирается на кинестетические и тактильные ощущения. Зрительный анализатор лишь временно участвует в обучении. Контролю спонтанной речи он активно не помогает.

Занимаясь с таким ребенком, приходится очень четко продумывать и формулировать инструкции. Обычные замечания: «Делай, как я, посвисти, подуй. Послушай и скажи...» — не помогают, потому что дутье означает для ребенка выдох горлом, а фонемы он не различает. Он просто воспроизводит свои неправильные навыки. Приходится прибегать к неестественным формулировкам, например: «подуй на язык, подуй зубами, плюнь» и т. п. Дети лучше понимают их и выполняют, что требуется. Работая с такими детьми, нельзя называть звук, который подготавливается, пока ребенок не будет в состоянии произнести его.

Параллельно с коррекцией звукопроизношения на III этапе подростков и взрослых обучают навыкам правильного голосоведения или проводят фонопедические упражнения для исправления недостатков голоса. Основы фонопедической методики при ринолалии изложены на с. 29.

Этап полной автоматизации новых навыков

 

Для достижения главной цели этого этапа — полной автоматизации новых навыков — необходимо ввести в спонтанную речь звуки, поставленные на III этапе, и снять остаточную ринофонию вокальными упражнениями.

Введение поставленных звуков в спонтанную речь проходит неодинаково у детей разного возраста.

Для младших дошкольников появление новых фонем — процесс, тесно связанный с развитием речи. Если фонема четко дифференцируется на слух, тогда дети от 3 до 5 лет легко, часто спонтанно начинают переключаться на новый звук и нуждаются только в поддерживающих упражнениях для подкрепления нового умения и стимуляции к произнесению поставленного звука в спонтанной речи.

Поэтому целесообразно на занятиях с малышами приближать их к живой ситуативной обстановке — это игры типа лото, отгадывание загадок, добавление слов в предложения, сюжетные игры с называнием большого количества однородных предметов. По ходу занятий игры и беседы усложняются и становятся более продолжительными.

Подобранный дидактический материал позволяет сконцентрировать внимание ребенка на определенной группе звуков, а форма занятий, предусматривающая свободные, произвольно построенные и эмоционально окрашенные ответы, обеспечивает закрепление новых навыков спонтанной речи. При этом логопед должен тщательно подготовить и организовать занятие так, чтобы используемая лексика состояла только из уже вызванных звуков. Тогда основное внимание концентрируется на координации речевых кинестезии дыхания, звукопроизношения и резонанса.

Избегая скандированного послогового проговаривания, следует как можно раньше переходить от слова к фразе. Промежуточным вариантом могут служить словосочетания или повторение предложений из трех слов в два приема. Например: вон Валя, вон Феня; Поля упала, упала на пень. Раннее введение фразы в упражнения помогает закрепить координацию выдоха с синтагмой. Фразы произносятся нараспев. Протяжные гласные звуки помогают удерживать ротовой резонанс.

Скороговорки, пословицы, стихи и другой подобный материал нужен только для закрепления артикуляций. Они не помогают улучшить живую непринужденную речь, и нет необходимости учить наизусть много стихов, считалок, пословиц. Их рекомендуют только для тренировок дома.

Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста уже критически относятся к своему недостатку. Они стесняются не только дефектного, но и нового правильного произношения. Они боятся каждого случая привлечения внимания к себе (но иногда могут и совершенно равнодушно относиться к своему недостатку). Довольно легко овладевая речевыми упражнениями, они иногда отказываются правильно произносить вызванные звуки в спонтанной речи. Здесь особое значение приобретает психотерапевтический аспект работы. Помимо бесед с ребенком, обязательно привлекают к процессу исправления речи родителей, воспитателя детского сада или учителя. Успешное выступление ребенка на празднике, четкий ответ у доски помогают сломать старые стереотипы, избавиться от стеснительности.

После того как ребенок научится правильно произносить новые звуки в словах и коротких предложениях, их включают в спонтанную речь, применяя игры в вопросо-ответной форме и короткие беседы по заданной теме. Иначе говоря, необходимо как можно раньше вводить изучаемый звук в разговорную речь, поскольку, набрав большое количество идеально произносимых на занятии фраз, дети часто остаются совершенно беспомощными в спонтанной речи.

Постоянное одергивание ребенка при неверном произнесении фонемы невротизирует детей, вызывает у них негативную реакцию. В таких случаях вместе с ребенком составляют список наиболее часто употребляемых бытовых слов на изучаемый звук. (Дети очень охотно участвуют в этой работе.) Затем эти слова постепенно вводят в речь. При этом дают задание ребенку и родителям в течение недели обращать внимание на качество произнесения только 10 отобранных слов. Через 5—7 дней вводят новые 10 слов и т. д. Параллельно дают задание на закрепление и дифференциацию данной фонемы в стихах, сказках, рассказах. Обычно через две-три недели произнесение звука автоматизируется.

Школьникам включают в занятия материалы школьной программы. Это означает предварительную проработку лексики ближайших уроков и убеждение в необходимости чтения вслух и проговаривания всего заданного учебного материала при выполнении домашних заданий. Такая подготовка гарантирует лучшее фонетическое качество ответов в классе. Кроме того, охватывая большое количество лексического материала из разных учебных дисциплин, автоматизация и введение в спонтанную речь звуков проходят быстрее.

Для подростков автоматизация является самым сложным этапом работы над звуком. Помимо необходимости преодоления психологического барьера, сказываются длительный опыт патологического звукообразования, увлеченность смысловой и эмоциональной сторонами речи.

Особое значение приобретают непринужденность занятий и естественность речевого материала. Работа над ним сводится не к заучиванию наизусть или пересказыванию, как это часто делается, а к многократному проговариванию заданных слов в различных ситуациях. Для этого в занятия вводят как можно больше элементов творчества: широко употребляют наращивание и распространение предложений, беседы на заданные и отвлеченные темы, обсуждение произведений литературы и искусства.

Работая над текстом, постоянно следят за голосом. Обучающиеся говорят плавно, не торопясь, на мягком выдохе, при необходимости в грудном регистре с тактильным контролем. Это способствует опусканию гортани, включению грудного резонатора в фонацию, предотвращает гортанно-глоточные выдох и смыкание.

Речевые упражнения на этом этапе практически не уменьшают остаточной ринофонии, так как на занятиях дети невольно выговаривают тексты с более замедленной и утрированной артикуляцией. Остаточная ринофония особенно стойко сохраняется у подростков и взрослых. Объясняется это некоординированностью движений вновь сформированной нёбной занавески в потоке спонтанной речи и длительным опытом патологического навыка.

Для автоматизации движений нёбной занавески используются вокальные упражнения (см. с. 51—53).

В начале IV этапа также выясняют, как говорит обучающийся вне стен логопедического кабинета: в детском саду, в школе, дома.

После окончания занятий за детьми осуществляется диспансерное наблюдение. Первое время их осматривают один раз в 3—4 недели. Затем интервалы постепенно увеличиваются до полугода. Такое наблюдение дает возможность вовремя прийти на помощь ребенку, провести с ним небольшие курсы упражнений (2—3 недели), если он начнет терять какие-либо речевые навыки. Особенно важно возвращение к логопедическим занятиям при замене или снятии ортодонтического аппарата, поскольку вызванное этим изменение конфигурации и объема ротовой полости часто искажает звукопроизношение.


33. Устранение нарушений голоса при ринолалии.

Известно, что при врожденных незаращениях нёба голос, помимо избыточной открытой назализации, бывает слабым, монотонным, неполетным, глухим, сдавленным. М. Зееман даже выделил это голосовое расстройство в самостоятельное и назвал palatophonia.

Однако обращает на себя внимание тот факт, что голос детей с незаращениями нёба на первом году жизни не отличается от голоса при нормальном строении верхней челюсти. В доречевом периоде эти дети кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом.

Изменение тембра их голоса - открытый носовой оттенок - проявляется впервые при лепете, когда ребенок начинает артикулировать свои первые согласные фонемы.

В дальнейшем, примерно до семи лет, дети с врожденными незаращениями нёба говорят (как при отсутствии пластической операции, так часто и после нее) голосом с носовым оттенком, иногда из-за особенностей поведения тихим, но по другим качествам явно не отличающимся от нормального. Электро-глоттографическое исследование в этом возрасте подтверждает нормальную двигательную функцию гортани, а миография - нормальную реакцию мускулатуры глотки на раздражитель даже при обширных дефектах нёба.

После семи лет голос детей с врожденными незаращениями нёба начинает ухудшаться: падает сила, появляется осиплость, истощаемость, прекращается расширение его диапазона. При миографии обнаруживается несимметричная реакция мускулатуры глотки, визуально наблюдается истончение слизистой оболочки и снижение глоточного рефлекса, а на электроглотограмме появляются изменения, свидетельствующие, о неравномерной работе правой и левой голосовых складок, т. е. на все признаки расстройства двигательной функции голосообразующего аппарата, которое окончательно формируется и закрепляется к подростковому возрасту.

 

Можно указать три основные причины патологии голоса при врожденных незаращениях нёба.

Это, во-первых, нарушение механизма нёбно-глоточного смыкания. Известно, что вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани. При незаращениях нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть синергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс. Патологический механизм смыкания усиливается врожденной асимметрией скелета лица и полостей гортани, что хорошо видно на рентгена и томограммах при врожденных незаращениях нёба. Анатомический дефект нёба и глотки приводится к функциональному расстройству голосового аппарата.

Во-вторых, это неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларикгеальным способом, когда смыкание осуществляется на уровне гортани и озвучивается трение воздуха о края голосовых складок. В этом случае гортань принимает на себя дополнительную функцию артикулятора, что, безусловно, не остается безразличным для голосовых складок.

В-третьих, на развитие голоса влияют особенности поведения лиц с ринофонией и ринолалией. Стесняясь своей дефектной речи, подростки и взрослые часто говорят тихим голосом и максимально ограничивают речевое общение в микросреде, тем самым, снижая возможности развития силы голоса и расширение его диапазона.

Особенности речевого дыхания у лиц с незаращениями нёба выражаются в учащении дыхания, в преобладании поверхностного ключичного типа дыхания и в укорочении фонационного выдоха, что вызвано утечкой воздушного потока в носовую полость. Объект утечки зависит от формы расщелины и может превышать 30%. По продолжительности выдох бывает равен вдоху. Отсутствуют дифференцированный ротовой и носовой выдох.

Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 135 | Нарушение авторских прав

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ | КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ | Дизартрия, структура речевого дефекта. Основные принципы коррекционного педагогического воздействия. | Бульбарная дизартрия. | Детский церебральный паралич как причина и этиопатогенетический механизм дизартрии у детей. | Предупреждение и преодоление трудностей формирования навыка письма у детей с дизартрией. | Влияние врожденного дефекта неба на общее развитие ребенка. Профилактика вторичных психических отклонений при ринолалии. | Структура речевого дефекта при ринолалии. |

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2017 год. (0.219 сек.)


Закрыть ... [X]

Особенности логопедической работы при ринолалии по методике И.И. Ермаковой Цитаты до образу гурона

Ермакова коррекция речи при ринолалии у детей Ермакова коррекция речи при ринолалии у детей Ермакова коррекция речи при ринолалии у детей Ермакова коррекция речи при ринолалии у детей Ермакова коррекция речи при ринолалии у детей Ермакова коррекция речи при ринолалии у детей Ермакова коррекция речи при ринолалии у детей