Закрыть ... [X]

Что такое пословицы проэкт

пословицы

Разделы: Начальная школа

Пояснительная записка.

Проект выполняется на протяжении месяца ивключает в себя учебные занятия в рамкахшкольного учебного плана по предметулитературное чтение (4-5 часов), факультативногокурса основы проектной деятельности исамостоятельную работу школьников вне школьногорасписания занятий (4-6часов). Учебные занятия(уроки) по проекту включают:

Метод проектов, часто помогает не толькосформировать определенный набор знаний, но ипробудить в детях стремление к самообразованию,реализации своих способностей.

Реализация метода проектов на практике ведетк изменению позиции учителя. Из носителя готовыхзнаний он превращается в организаторапознавательной, исследовательской деятельностисвоих учеников.

Основными целями проекта являются:

  1. Выявление и развитие доминантных способностей каждого ребенка.
  2. Активизация познавательной деятельности и создание мотивационной среды
  3. Формирование навыков самообразования.
  4. Формирование практических навыков работы не компьютере.

Материал для учителя.

Для устного народного творчества характернобольшое разнообразие жанров. Художественныйталант народа находил свое выражение и в крупныхпоэтических жанрах, и в таких уникально малыхжанровых формах, как пословица и поговорка.

У кого есть ответ на все случаи жизни – и когдау тебя горе, и когда радость? Молод ты, стар, болен,здоров, двойку в школе получил, о делах своихзадумался – на всякое переживание, на любуюновость сразу отзовется, даст разумный совет,наставление, утешит, развеселит пословица.Родились пословицы и поговорки в глубокойдревности, наверное, вскоре после того, как людиовладели речью, развили речь. И некоторыенапоминают об очень давних временах. Впословицах выражен народный опыт, наблюдения наджизнью, над человеком, мудрость народа. Подобновсем произведениям фольклора, пословицы ипоговорки тоже не остаются неизменными. Переходяиз уст в уста, они переосмысляются, появляются вином виде. Так что же такое пословица? (Этометкое короткое изречение, вывод, сделанныйнародом из каких-то событий, случаев.)

Пословица – это художественноепроизведение, которое содержит широкоеобобщение и воплощает его в предельно краткойформе.

Пословицы обычно состоят из двух частей:“Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землюкрасит солнце, а человека-труд”. Часто эти частирифмуются. “Без пословицы речь не молвится”, –говорили на Руси. Знание пословиц и поговорокобогащает нашу речь.

Поговорка – это обычно часть пословицы илиустойчивое сочетание слов, которое можно назватьдругим словом, более простым, обиходным.Например, “стучать зубами” – замерзать,“заморить червячка” – перекусить, “за двумязайцами погнался” – делаешь много дел сразу.

Пословицы и поговорки – это сгустки народноймудрости, здравого смысла, ума, трудового ижитейского опыта. Ушинский о пословицах пишет:“По содержанию, наши пословицы важны дляпервоначального обучения тем, что в них, как взеркале, отразилась русская народная жизнь совсеми своими живописными особенностями... Внародных пословицах отразились все стороныжизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная,общественная: его потребности, привычки, еговзгляд на природу, на людей, на значение всехявлений жизни”.

“Но, – заметят мне, – не слишком ли ранознакомить дитя с народной жизнью, когда дело покаидёт о том, чтобы выучить его порядочно читать иписать? И, действительно, это было бы слишкомрано, если бы я говорил здесь о знакомствекритическом, но я разумею здесь знакомствонепосредственное, и желал только, чтобы ребёноквзглянул на предметы по детски зоркими глазаминарода и выразился его метким словом, верным духународного языка...” “Пословица тем именно ихороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, чтоона “короче птичьего носа”, есть нечто, чторебёнку следует понять: представляет маленькуюумственную задачу, совершенно по детским силам”[1].

Соответственно велико тематическоеразнообразие пословиц: о Родине, о доме и семье, отруде, о дружбе, об уме и глупости, о счастье инесчастье, о еде и питье, о книге и грамоте, оздоровье и болезни, о душевных свойствах людей иих поведении и мн. др.

Пословицы оттачивают мысль, они учат,воспитывают, направляют, активно приобщаютчеловека к богатствам народного языка.

В основе всякой пословицы лежит конкретныйслучай, предмет, факт, явление и т. п. Но этоконкретное возведено на уровень широкогообобщения, типичности, а потому позволяетприложить его к множеству сходных явлений,фактов. “Грибы ищут – по лесу рыщут” – этосуждение передает житейский факт, очевидный длякаждого, кто когда-либо собирал грибы. В немзаключен прямой смысл пословицы: чтобы набратьлукошко грибов, нужно хорошенько побродить полесу! Одновременно с этим пословица несет с собойи переносный смысл – она подходит ко всем темслучаям, когда хотят сказать, что для достиженияжелаемого результата нужны активные действия.

Эта особенность пословиц подсказывает нужныйподход к знакомству с ними младших школьников:сначала дети отдают себе отчет о прямом смыслепословицы, а затем усваивают ее переносный смысл,то широкое обобщение, которое в ней заключено.

Выдающийся советский методист, литературовед ифольклорист профессор М. А. Рыбникова писала:“Искусство говорящего заключается в том, чтобы,встретив и опознав явление, случай, свойство,человеческий поступок, охарактеризовать егопословицей, моментально установив связь междучастным случаем и его поэтическим определением,высказанным в пословице: “Пословица к словумолвится”. Умелое и быстрое употреблениепословицы и поговорки свидетельствует онаходчивости, об остром уме. Говоритьпословицами вовсе не значит владеть ими вомножестве, главное – уметь вводить их в оборот.Пословица вставляется в живую речь и резко в нейвыделяется – выделяется сконцентрированной вхудожественном образе мыслью, выделяетсяладностью и звучностью”.

Даль так определяет содержание и формупословицы: “Пословица – краткое изречение,поучение, более в виде притчи, иносказанья или ввиде житейского приговора”.

Пословица-жанр фольклора, афористическисжатое, образное, грамматически и логическизаконченное изречение с поучительным смыслом вритмически организованной форме [2].

Пословица – жанр фольклора,распространенное в повседневной речи краткое,ритмически организованное изречение, интересноене только смыслом, который непосредственно в немвыражен, но и смыслом, который возникает отприменения по сходству к самым разным ситуациями положениям. “Нет дыму без огня” – у всего естьсвои причины: например, если распространилсяслух, то есть и какая-то причина.

Пословица, как и басня, “ходячая, житейская,практическая философия народа” (Белинский В.Г.).

Выражение мысли в пословице нерасторжимосвязано с эмоциональной оценкой явлений.Ритмический строй пословиц отличаетсяповышенной четкостью.

Композиционное членение совпадает ссинтаксическим: “Жизнь прожить – не полеперейти”. Поучительность пословиц выражается вчастом использовании обобщенно-личныхпредложений с повелительными формами глагола:“Век живи – век учись”.

Поговорка – жанр фольклора, вошедшее вповседневную речь образное выражение,эмоционально оценивающее явление. П. частоявляется средством речевой характеристикидействующего лица в литературном произведении. Вотличие от пословицы в П. нет законченногосуждения: она лишь часть его. “Семь пятниц нанеделе” – П.: используется как часть суждения отех, кто отступает от слова, меняет решение. “Убабы семь пятниц на неделе” – пословица:заключает в себе полное суждение, осуждает техженщин, которые находят предлог не прясть всюнеделю (в старину существовал религиозно-бытовойзапрет работать по пятницам). Из литературы вобиходную речь перешло множество выражений,имеющих поговорочный смысл: “С корабля на бал”(А. Пушкин. “Евгений Онегин”), “Хрестоматийныйглянец” (В. Маяковский. “Юбилейное”). [3].

Пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Языковые афоризмы, восходящие к фольклору,называются пословицами и поговорками.

“Под пословицами, в широком смысле, мы понимаемкраткие народные изречения, имеющиеодновременно буквальный и переносный (образный)план или только переносный план, и составляющие вграмматическом отношении законченноепредложение. Так, пословица Чем бы дитя нитешилось, лишь бы не плакало, отличаетсядвойным планом – буквальным и иносказательным.Напротив, пословица Горбатого могила исправит,имеет только образный план”.

В основе целостного смыслового содержанияпословицы лежит не понятие, а суждение.“Пословица в обобщённом виде констатируетсвойства людей или явлений ('вот как бывает'), даётим оценку ('то хорошо, а это плохо') илипредписывает образ действий ('следует или неследует поступать так-то')”. Например, пословицаконстатирует: В гостях хорошо, а дома лучше;Близок локоть, да не укусишь; Один за всех, все заодного. Констатирующей пословице соответствуетопределённая синтаксическая форма –повествовательное предложение. Другие пословицыимеют характер предписания, совета, поэтому онивыступают в форме побудительного предложения:Взялся за гуж, не говори, что не дюж; Куй железо,пока горячо; Назвался груздем, полезай в кузов.

Поговорками называются языковые афоризмы,отличающиеся особой краткостью и имеющие, какправило, только буквальный план. Например: Коса –девичья краса; В тесноте, да не в обиде; Поживём –увидим.

Отличия, отделяющие пословицы от поговорок,условны. Пословицы и поговорки образуют единую(пословично-поговорочную) группу языковыхафоризмов, поэтому в данном словаре различиемежду ними не отмечается.

Вторая группа – крылатые выражения, т. е.“вошедшие в нашу речь из литературныхисточников краткие цитаты, образные выражения,изречения исторических лиц, именамифологических или литературных персонажей,ставшие нарицательными, образные сжатыехарактеристики исторических лиц”. Крылатыевыражения находятся как бы на полпути кпословицам: как и пословицы, они широко бытуют вречи, но в противоположность пословицам обычнобывает известен автор афоризма. Например,крылатые выражения из произведений.

Итак, в зависимости от своего происхожденияязыковые афоризмы делятся на пословицы ипоговорки (происходят из фольклора, не имеютавтора) и на крылатые выражения (происходят не изфольклора, имеют автора). [4].

Ход работы

1. Чтение пословицы на доске: “Без труда невытащишь и рыбки из пруда”. Прямое значение ееотражает все те приготовления и затраты сил,которые нужны для получения результата –поймать рыбку:

1) раздобыть и отладить снасть – удочку;
2) заготовить червей, приманку;
3) дойти до реки, найти рыбное место;
4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;
5) умело закинуть удочку;
6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;
7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.

Переносный смысл пословицы выявляетсясредством приложения ее к различным ситуациям изжизни. Например, одна девочка собирается“четверки” и “пятерки” получать, а сама дажекнижки не откроет, домашние задания выполняеткое-как. Ее подруга смотрела – смотрела на нее иговорит: “Без труда не вытащишь и рыбки изпруда”. [5].

Дети догадываются, что тот, кто работает, тоттрудится: изготовляет станки, машины, водитпоезда, пашет землю, сочиняет книги. За трудчеловеку платят деньги, выдают зарплату. Ктолучше трудится, того больше уважают. А ктоленится, убегает от труда, того все осуждают. Ктоне хочет трудиться, тот часто начинает житьнечестно. Лень портит человека.

Переносный смысл пословиц уясняется детьмитакже при соотнесении той или иной пословицы ссодержанием прочитанных текстов. Например,пословица “Поспешишь – людей насмешишь”применима к рассказу Н. Носова “На горке”,точнее, к тому решению, которое поспешил принятьКотька Чижов, когда ничего лучшего не придумал,как посыпать? ледяную горку песком, чтобы можнобыло побыстрее прокатиться. [5].

2. Учитель выписывает на доске темы пословиц из“Книги для чтения, 1 класс”: о Родине; об умении итрудолюбии; о лени и нерадивости; о дружбе; оприроде.

По “Книге для чтения, 2 класс” учащиесяустанавливают, какие новые темы и группыпословиц появились во 2-м классе.

Учитель поясняет, что существует очень многопословиц на разные темы, они охватывают самыеразличные стороны жизни человека, природы,общества, например: “Слово не воробей, вылетит –не поймаешь”, “Язык до Киева доведет”, “Дома истены помогают”, “Не красна изба углами, акрасна пирогами”, “Куй железо, пока горячо”,“На всякое хотенье есть терпенье”.

Знание пословиц и поговорок, обогащаетчеловека, заостряет его ум, делает его болеевнимательным к слову, к языку, развивает память.Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя икстати употребить в речи для точного выражениясвоей мысли – большое дело. Всему этому надоучиться.

3. Затем учитель предлагает детям такую работу:распределяются между рядами по три тематическиеподборки пословиц; их нужно еще разсамостоятельно прочитать. Затем устраиваетсясвоеобразное соревнование: один из учениковпервого ряда читает начало выбранной импословицы (например, “Человек без Родины...”), адругой ученик из второго (или третьего) рядазаканчивает ее (“...что соловей без песни”); ещеодин из учеников нового ряда определяет, к какойтеме относится пословица. Наконец, учительставит вопрос всему классу о том, в каком случаебудет уместно употребление данной пословицы. [6].

4. После того как все пословицы из каждойтематической подборки прочтены, можнопредложить детям заранее заготовленные карточкиили полоски бумаги с записанными на нихпословицами, например: “Каков мастер, такова иработа”; “Делаешь наспех, сделаешь на смех”;“Не сиди сложа руки, не будет и скуки”; “Книгадля ума – что теплый дождь для всходов”; “Ум безкниги, как птица без крыльев”; “Читает-летает, даничего не понимает”; “Ленивому Микишке все не докнижки” и др. Ученик, получивший карточку,выразительно прочитывает ее классу.Устанавливается, в чем ее смысл, и к какой темеможно отнести. То обстоятельство, что средипрочитанных по карточкам пословиц будут такие,которые можно отнести к новой теме “Книга,чтение”, используется для того, чтобы показатьдетям, что тематика пословиц выходит за круг тем,названных в книге для чтения.

Учитель выясняет, как дети понимают прямойсмысл той или иной пословицы и ее переносноезначение. Ребята составляют рассказы, названиемкоторых служат понравившиеся пословицы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

5. Сопоставление содержание пословицы с ранеепрочитанными произведениями, главная мыслькоторых совпадает с содержанием пословицы,учащиеся делают обобщение. Например, пословица“Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”является выводом, обобщающим содержание двухпроизведений: сказки “Репка” и басни Крылова“Лебедь, Щука и Рак”.

6. Можно предложить учащимся проиллюстрироватьпонравившиеся пословицы. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

7. Работой обобщающего характера явилосьсоставление классного альбома с записьюпословиц, классифицированных по темам и созданиеучебного проекта по литературному чтению“Пословица не даром молвится”.ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Планирование содержания учебногопроекта и этапов его проведения

1 этап погружение в проект

Тема проекта Народные пословицы,поговорки.

Возрастная категория учащихся: 2 класс.

Основополагающий вопрос и проблемный вопросучебной темы:
Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Можно ли всегда доверять пословицам?

Дидактические цели проекта:

Формирование компетентности в сфересамостоятельной познавательной деятельности,навыков самостоятельной работы с большимиобъемами информации, понимание учеником прямогои переносного смысла, заключенного в пословице,умение соотносить содержание пословицы сконкретной стороной жизни и наоборот, овладениенекоторым запасом пословиц, выработка уменияобоснованного употребления пословиц и поговорокв речи.

Научить кратко излагать свои мысли устно иписьменно.

Методические задачи:

Выяснить что такое пословицы? Чем пословицаотличается от поговорки? Откуда они взялись?

Кто их сочиняет? Какие бывают пословицы? Чемуони учат?

Выбор тем индивидуальных исследованийучащихся

Пословицы, которые знают мои друзья. Любимыепословицы родителей.

Пословицы, которые чаще всего употребляют людиразличных профессий.

Какие пословицы нравятся нашим учителям.

Выдвижение гипотез решения проблем:

Мы предположили, что у пословиц есть ответ навсе случаи жизни.

Творческое название проекта: Пословица недаром молвится.

2 этап – организация деятельности

Формирование групп для проведенияисследований и определение формы представлениярезультатов

Обсуждение плана работы учащихсяиндивидуально или в группе

Спросить дома

Сходить в библиотеку

Поискать самим

Воспользоваться энциклопедиями

Хорошо подумать самому

Обсуждение со школьниками возможныхисточников информации, вопросов защитыавторских прав

Самостоятельная работа учащихся в группах,обсуждение задания каждого в группеПрочитали материал по теме в учебнике

Воспользовались научно-популярной литературой

Провели опрос

Выборочное исследование

Сделали вывод

3 этап – осуществление деятельности

Самостоятельная работа групп

Подготовка учащимися презентации по отчету опроделанной работе

4 этап – презентация

Защита полученных результатов и выводов

Оценивание результатов проекта школьниками иучителем

В ходе работы над проектом ребята узнали

Что такое пословица?

Жанр фольклора (устного народного творчества).

Краткое изречение с поучительным смыслом.

Пословица- “ходячая, житейская” философиянарода.

Чем пословица отличается от поговорки?

ПОСЛОВИЦА – законченная мысль.

ПОГОВОРКА – образное, яркое выражение, в нейнет законченной мысли.

Узнали любимые пословицы родителей, друзей,учителей школы, спортивных тренеров и людейдругих профессий.

Пословица Кол-во выборов Место
Делу время – потехе час. 9 2
Семеро одного не ждут. 4 4
Поспешишь – людей насмешишь. 2  
Семь раз отмерь, один раз отрежь. 8 3
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 12 1
Под лежачий камень и вода не бежит. 1  
Кто не работает – тот не ест. 2  
Как потопаешь – так и полопаешь. 1  
Работа не волк – в лес не убежит. 1  
Не все то золото, что блестит. 1  
Что посеешь, то пожнешь. 2  
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 1  
Когда я ем – я глух и нем. 1  
Не рой яму другому – сам попадешь. 2  
Сделал дело – гуляй смело. 1  
Лентяй смекалист на отговорки. 1  
Один в поле не воин. 3 5
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. 1  
Денег куры не клюют и собаки не едят. 1  
Сумей и с горочки скатиться, сумей и саночки поднять. 1  
Любишь кататься – люби и саночки возить. 1  
Тише едешь – дольше будешь. 1  
Нет худа без добра. 1  
Добра на худо не меняют. 1  
Овчинка выделки не стоит. 2  

При обсуждении полученных данных выяснили,что невозможно говорить по-русски, не знаяпословиц. Даже не говоря всей пословицы, мыпонимаем, о чём речь

Слово не воробей…

Не все то золото…

Не имей сто рублей…

Тише едешь…

Решили, что не всегда можно доверять пословицам,ведь встречаются и такие, как:

Хорошо бы орать, да рук не марать. Всех дел непеределаешь. У Бога дней впереди много:наработаемся. И даже хорошо знакомая всемпословица “Век живи, век учись… заканчиваетсясловами … дураком помрешь.”

В ходе работы над проектом ребята пришли квыводу, что пословицы нужны и сегодня. Ониукрашают нашу речь, помогают выразить позициюговорящего короче Пословицы это живость языка,ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашемобщении.

Правильное использование пословиц в речиотражает уровень воспитанности и культурычеловека.

Внешняя оценка проекта прошла на школьнойнаучно-практической конференции по основампроектной деятельности “Ключи к успеху”

Список литературы:

  1. К. Д. Ушинский “Избранные педагогические сочинения”” “Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику “родное слово”.
  2. Советский энциклопедический словарь.
  3. Краткий словарь литературоведческих терминов.
  4. В.П. Фелицына “Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения”.
  5. В.Г. Горецкий “Уроки чтения в первом классе”.
  6. В.Г. Горецкий “Уроки чтения во втором классе.


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Презентация на тему: "ПОСЛОВИЦОГОВОРКИ Проект подготовил ученик." Прикольные статусы про для любимых

Что такое пословицы проэкт Что такое пословицы проэкт Что такое пословицы проэкт Что такое пословицы проэкт Что такое пословицы проэкт Что такое пословицы проэкт Что такое пословицы проэкт Что такое пословицы проэкт

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ